Доработка дипломной работы: чего следует и не следует опасаться?
Любая дипломная работа представляет собой логическое завершение учебного процесса студента, в то время как рефераты, контрольные, курсовые и прочие самостоятельные работы, выполняемые ДО этого, – контроль знаний. Поэтому дипломный проект представляет собой совсем другой уровень работы, выполняемой студентом, – дипломная работа более объемная, сложная, зачастую сопровождается практической частью и требует больше времени на выполнение.
Как правило, именно сложность дипломной работы объясняет тот факт, что дипломы в большинстве своем возвращаются на так называемую доработку. Давайте разберемся, что такое доработка, какие они бывают и следует ли их опасаться в принципе.
Что представляет собой доработка?
В большинстве случаев после сдачи научному руководителю чернового варианта дипломной работы он возвращается студенту с пометками преподавателя (рецензией), что требует некоторой корректировки дипломного проекта. Это и есть доработка. Как правило, она представляет собой замечания научного руководителя, которые требуют устранения / дополнения / изменения дипломной работы.
В этом отношении всех преподавателей можно разделить на две основные категории. Первая категория преподавателей оценивает выполненную студентом работу с точки зрения его умения излагать материал, раскрывать тему, анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, а также вносить свои предложения. Другая же категория преподавателей оценивает работу с точки зрения соответствия мнения студента по поводу раскрытия той или иной темы их собственному. Отсюда все доработки можно также разделить на две категории.
Однако какие бы замечания не написал преподаватель, вычитав первоначальный вариант дипломного проекта, их нужно устранить – ВСЕ и в ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. Возможность отстоять свою точку зрения Вам будет предоставлена на защите, а спорить с собственным научным руководителем – дело неблагодарное. В худшем случае это может привести к тому, что реальная защита дипломной работы состоится лишь в следующем году.
В то же время не стоит стесняться или бояться тревожить своего научного руководителя по ЛЮБЫМ возникающим в связи с написанием дипломного проекта вопросам – неважно, касается это доработки, самой работы в целом или ее отдельной части (например, практической) или оформления. Быстрее лишний раз уточнить что-либо при наличии сомнений, чем потом переделывать.
Возможно, в этом отношении кому-то покажется проще сдавать дипломный проект по частям с оговоренным с научным руководителем интервалом времени. Поскольку все структурные части дипломной работы тесно связаны между собой, будет проще сделать доработку ЧАСТИ диплома с тем, что бы в дальнейшем не допустить новых ошибок и сэкономить собственное время.
Кроме того, постоянный контакт с преподавателем также сыграет не последнюю роль в его субъективном отношении к Вам. Если научный руководитель видит, что его подопечный постоянно подходит, что-то показывает, что-то спрашивает, у него сложится стойкое впечатление непрекращающегося кропотливого процесса написания дипломной работы.
Надо ли ее опасаться?
Поэтому в большинстве своем доработок не следует опасаться, поскольку их наличие еще не говорит о низком качестве выполненной или выполняемой работы. Это часть нормального процесса написания дипломной работы, когда студент стремится быть допущенным к защите своего дипломного проекта и успешно защититься, а научный руководитель стремится показать свое участие в этой работе.
Однако бывают ситуации, когда доработка может реально привести к не допуску к защите дипломной работы. Причин этому может быть великое множество.
Это могут быть, во-первых, субъективные причины, например, личный конфликт преподавателя со студентом, который может быть вызван в свою очередь чем угодно – начиная с непосещения данным студентом лекций данного преподавателя и заканчивая открытом конфликтом. Как правило, в такой ситуации выйти на защиту практически невозможно, и даже смена научного руководителя не всегда может помочь.
К объективным причинам можно отнести банально низкое качество выполняемой дипломной работы или «хорошую» просрочку в сдаче ее чернового варианта преподавателю. В обоих случаях присутствует вина того, кто данную дипломную работу выполнял. Поэтому нужно сжать кулаки, стиснуть зубы и принести преподавателю именно то, что он хочет видеть. Зачастую такие ситуации случаются за 2-3 дня до защиты, а ведь еще необходимо не только выполнить доработку, но и переплести чистовой вариант дипломной работы, получить рецензию, отзыв и успеть сдать все это «добро» на кафедру…
© Робо Квиринус
Мне понравилось — сразу видно что автор знает о чем пишет.
Да, вы правы — эту статью писал очень грамотный и опытный автор — он всегда выполняет самые сложные задания.
Спасибо за статью и за такой содержательный сайт! Очень много интересного и познавательного для учебного процесса нашла! Ребята так держать!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо за познавательную статью….вы мне очень помогли….